пятница, 7 мая 2010 г.

Почему у нас такое образование?

На первом курсе университета нас (как и всех остальных) учили программировать на паскале. Я у многих спрашивал – и все они отвечали, что и в школе, на информатике, им давали основы паскаля. Ладно, на счет прошлых времен (школа) я не против. Лет десять (даже пять) назад образование еще не очень поняло, что надо следить за новыми технологиями, внедрять в процесс обучения передовые методы и способы. Но сейчас, в самый разгар двадцать первого века нам не обойтись без чего-то нового.

Весь первый курс нам читали паскаль. Я не против, язык программирования очень понятный, почти идеально подходит для обучения программированию. Но два больших но:
Во-первых, он предназначен для программирования в среде ms-dos, и это накладывает свои ограничения на использование языка.
Во-вторых, язык этот процедурный, а сейчас распространяется объектно-ориентированный подход.
Единственный производственный плюс у паскаля - это то, что подобный язык (Object Pascal) используется в Delphi. Но это смутное достоинство. Все равно недостатков у такого обучения больше.

Преподавали бы у нас хотя бы язык Си. Хоть он также и процедурный, зато нам было бы очень легко перейти на объектно-ориентированный С++. Си используется не только в Windows, но и во всех *nix-подобных системах – явный плюс.

Но нет, мы до сих пор используем в обучении старые, дедовские способы.

Формальное оправдание у университетов есть – так написано в планах, которые разрабатывает начальство. Но почему нельзя дать основу паскаля, а потом и рассказать пару лекций о языке Си.

В итоге, после первого-второго курса студенты мы можем программировать на таком языке программирования, который почти никогда не будем использовать в своей программистской жизни. Делфи почти никакие крупные предприятия не используют, а если и используют – то тут студентам, действительно, крупно повезло.

Поэтому приходится нам (студентам) искать время – и учить самим этот самый язык Си (либо какой-то подобный). Я понимаю, что учить все придется самим, но можно было бы хоть дать нам какой-то вектор развития в университете.

Пример с языком программирования – не единственный. Во многих университетах преподают педагоги, которым уже за шестьдесят, но лекции их не изменились от этого. Основы знать очень полезно, но на них одних далеко не уедешь, надо как-то развиваться, использовать современные технологии. Может руководство университетов это и понимает, но почему-то не хочет (или не может) принять необходимые меры для изменения ситуации.

Обидно конечно (это мое мнение) – но мне кажется, что такими темпами качество высшего образования не поднимется. Даже если вбухают в новые научные центры (которые открывают Медведев и Путин) миллиарды рублей, то все равно с такими преподавателями и учебными программами ничего у нас не изменится.

Когда же у нас хотя бы образование станет лучше, полезнее, научнее, прогрессивнее?
(вопрос риторический, но можете попробовать ответить на него =)

3 комментария:

  1. "Во-первых, он предназначен для программирования в среде ms-dos, и это накладывает свои ограничения на использование языка."
    ...................................................
    "Когда же у нас хотя бы образование станет лучше, полезнее, научнее, прогрессивнее?"
    ...................................................

    - Язык программирования не для какой системы не предназначен, если есть компилятор, значит программировать на нём можно везде где он есть, от Windows до Колибри. Например для Windows есть Free Pascal - хотя он и имеет по умолчанию DOS окно вместо хорошей IDE, но это просто оболочка и не более, можно взять Лагарус и вот Вам хороший оконный интерфейс, хотя до Delphi ему далеко.
    Два языка которые Вы приводите в пример - СИ и Паскаль очень похожи. Разница между ними минимальна и переобучиться труда не составляет.

    - Цель образования дать азы в программировании, а не обучить всему на свете. Преподаватели старые от того, что умный хороший программист с хорошим образованием просто не будет преподавать за копейки.

    - Любое образование в России - скорее чисто формальность, чем реальное получение знаний (с).

    ОтветитьУдалить
  2. Паскаль все равно устаревает.
    А азы можно давать и на каких-нибудь языках. Например, в некоторых странах студентов учат уже Java сразу, это больший плюс, чем паскалю учить.
    А чья это цитата, в последнем предложении?

    ОтветитьУдалить
  3. Привет, Павел! Знаете, как показывает опыт, большинство студентов приходят в университет с достаточно сильными знаниями программирования, а те кто думает, что программировать их научат в университете, мягко говоря переоценивают нашу систему образования. Хотя по сути наше образование имеет теоретический подход. Забугорные же вузы делают ставку на практику. Какой подход лучше не мне судить, хотя всем известно, что одними из сильнейших программистов являются именно русские. И вообще не важно на каком языке писать - главное понимать принципы, знать алгоритмы и уметь их применять. А изучить язык это дело времени. Лично мне преподавателям нечего было объяснять в Вузе, поскольку, когда я поступил, то уже знал и паскаль и С++(у нас, кстати его преподают). И вообще значение образования для программистов, на мой взгляд, состоит в получении необходимой математической и общеобразовательной базы.
    С ув. Марьян.

    ОтветитьУдалить