воскресенье, 24 октября 2010 г.

WolframAlpha.com

Я уже довольно давно хочу написать о каком-нибудь интересном ресурсе в интернете – уже говорил об этом в статье «Ни то Ни сё». Там я обмолвился, что планирую рассказать про интеллектуальный поисковик. Поэтому – сегодня я про такой поисковичек и расскажу (возможно – потом я еще о каком-нибудь интересном ресурсе расскажу).

Сегодня я расскажу не совсем о поисковике (не в таком традиционном смысле, как Google или Yandex). Герой сегодняшней статьи – всеобъемлющая база знаний (можно сказать – экспертная система) под названием WolframAlpha.com – многим людям эта система уже знакома, но большинству – еще нет.

Немного истории: начал создавать этот проект Стивен Фольфрам (британский научный работник, создал систему Mathematica). Целью создания WolframAlpha.com являлся перевод вопросов на естественном языке (изначально – английском) в машинное представление и формирование ответа на этот вопрос на основе собственной же базы знаний, объединяющей многие области науки, техники и общества.



Сразу начну с существенных недостатков названного интеллектуального поисковика – собственно, поиск он осуществлять не может. Он не выдает ссылок на результат запроса, зато – ответ на вопрос сразу показывает в окне результата. Как и было замечено выше - WolframAlpha.com – это не просто поисковик – это ответчик на вопросы. Поэтому – лучше всего ему задавать точные, а не размытые вопросы.

Но эти два недостатка (нет результатов поиска и необходимость задавать точные вопросы) – еще не все. Есть еще один недостаток, который отбивает, наверно, больше половины российских пользователей интернета – это поддержка WolframAlpha.com только одного языка – английского. Конечно, в дальнейшем (я надеюсь) он будет поддерживать великий и могучий, но пока – такой возможности нет.

А теперь – достоинства. Если у нас есть точный вопрос (например, мы хотим просмотреть результаты сравнения двух компаний Apple и Microsoft) мы так и запишем в строку поиска: apple vs microsoft – и получим результат:


Также, кстати, можно увидеть информацию про различные планеты, например – про нашу Землю (на английском она будет Earth):


В результате поиска мы получим множество различных данных. Лучше всего, если вы повторите эти действия и сами во всем разберетесь.

Можно задавать любые другие подобные вопросы. Но меня больше интересует возможность получить результат математического выражения (иногда – с подробным решением). Например, попробуем решить квадратное уравнение 2*x2 + 3*x - 4 = 0. Но нам нужно перевести этот пример в электронный вид – в нашем случае надо правильно записать символ «икс в квадрате». Те, кто тесно связан с компьютерном миром знают, что это можно сделать с помощью крышки – символа ^. Итак, наше квадратное уравнение примет вид: 2*x^2 + 3*x - 4 = 0. Именно его мы и засунем в строку поиска. 


Эта система позволяет также записывать и сложные математические уравнения, например – логарифмы, интегралы (определенные и неопределенные). Для этого существуют специальные ключевые слова (infinity, sqr, sqrt и другие). Я пока все не знаю, поэтому и не могу о них рассказать, хотя – очень хотелось бы. Поэтому, сегодня я рассказал только о тех возможностях, который предоставляет WolframAlfa.com, но не вдавался в технические подробности написания вопросов. Через некоторое время (когда я соберу больше информации по этому вопросу) – я опубликую еще одну статью, более подробную на эту тему.


Комментариев нет:

Отправить комментарий